Retroclassica

ГАЗ 64-Р1

ГАЗ 64-Р1

Производитель:

Горьковский автозавод

Годы производства:

1941 гг

Длина:

3305 мм

Ширина:

1530 мм

Высота:

1690 мм

Колесная база:

2100 мм

Масса:

1200 кг

Скорость:

60 км/ч

Шасси:

ГАЗ-64

 

    В 1941 году перед техотделом ГАЗа была поставлена задача разработать легковой внедорожник по примеру американского автомобиля Bantam. Работы по машине возглавлял В.А. Грачев и первый помощник Г.М.Вассерман. За ходом работ внимательно следил главный конструктор завода А.А. Липгард. По предоставленной фотографии американского автомобиля определить конструктивные и компоновочные решения было невозможно, поэтому проектировать шассии работникам горьковского завода предстояло “с нуля”. Было принято сделать простейший внедорожник с максимальным использованием серийных узлов М-1, ГАЗ-АА и ГАЗ-61.

    Автомобиль был сконструирован в рекордно короткие сроки: первые чертежи относятся к январю 1941 года, а 25 марта уже ездил своим ходом первый макетный образец внедорожника. В то время автомобиль носил название не ГАЗ-64, а Р-1 (р — разведчик). Первые два образца Р-1 сильно отличались от будущего автомобиля. У Р-1 была круглая облицовка, “дутые” передние крылья, полукруглые задние арки. Двигатель отличался от ГАЗ-ММ карбюратором с падающим потоком, а не восходящим. Сцепление и коробка передач  взяли почти без изменений от “полуторки”. У ГАЗ-61 были позаимствованы раздаточная коробка без понижающей передачи и редукторы мостов. Колею уменьшили как у “Бантама” (1,2м). Передняя подвеска была выполнена следующим образом: мост закреплялся на четырех четвертьэллиптических рессорах. Сзади обычные полуэллиптические рессоры проходили ниже балки моста, а карданный вал находился внутри трубы. 

    22 апреля 1941 года две машины Р-1 и два московских АР-НАТИ были продемонстрированы в Кремле, затем их отправили на пробег с прицепленными орудиями из Москвы в Вязьму и обратно, поле чего машины были отправлены на Кубинку для проведения ходовых испытаний. Машины показали себя хорошо, без серьных поломок выдерживая даже сложные испытания. Обе модели были признаны годными для производства. На кубинском полигоне испытателей застала война.

    На сегодняшний день известно только об останках 2-х автомобилей ГАЗ-64-р1, оба уже были отреставрированы нами.